Феминизм: стереотипы и правда

0 673

Непосвященным, а точнее, просто не интересующимся часто кажется, что все феминистки одинаковые. Если в двух словах, то с их точки зрения феминистки — это "такие женщины, которые обижены на всех мужчин поголовно и не бреют ноги". 

Не говоря о том, что сами по себе эти заявления не соответствуют истине, они невежественны и дискриминационны. Потому что в реальности феминистская теория сложна и многообразна, разделена на различные исторические этапы и отличается большим количеством течений. Женщине, которая почувствовала в себе силы (и смелость) назвать себя феминисткой, предстоит познакомиться с теорией, разобраться в своем мировоззрении и примкнуть к какому-либо течению. А, может, и создать свое собственное. 

Давайте рассмотрим лишь малую толику из уже существующих. 

Феминистская теория о различии и равенстве предполагает, что мужчины и женщины отличаются друг от друга, но произошло это в результате процесса социализации (пример — Симона де Бовуар: "Женщинами не рождаются, ими становятся"). Именно на этой теории основано распространенное нынче мнение о том, что женщины должны быть как можно больше представлены на руководящих должностях. Принимая участие в законодательных процессах, они могут изменить социум и сделать его гуманнее в соответствии с "женскими" ценностями. Мужские роли совершенно не обязательно переносить на женщин, однако теория о различии базируется на дуалистском подходе к вопросу пола. Более того, патриархальные представления о гендерных ролях не ставятся во главу угла: типично "женские" роли просто оцениваются выше, чем обычно. 

Радикальный феминизм. Его представительницы считают, что патриархат является фундаментальной проблемой нашего общества. Темой обсуждения становятся биологические различия. Женщины приравниваются к самой природе, разговор идет о мизогинии — ненависти и страхе перед женщинами.  Как со стороны мужчин, так и — зачастую — среди самих женщин. Радикальные феминистки активно изучают допатриархальные модели общества, исследуют матриархат и часто понимают его как более естественную форму организации социума. Это феминистское течение "взаимовлияет" на теорию различия и равенства. 

Эко-феминизм в свое время был одним из ответвлений радикального феминизма и также опирается на концепцию развития полов. Женщинам в нем приписывается особая роль: спасения Земли от экологической катастрофы. В соответствии с теорией эко-феминизма, природа и женщина как носительницы биологической жизни являются жертвами патриархального угнетения. Эко-феминистки стремятся к обществу, основанному на прямой демократии, экономической автаркии (режиме самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот) и децентрализме. Но при этом — в сущности — многие из них придерживаются патриархальной идеологии в отношении женственности.

Sex and gender. В начале 80-х годов прошлого века актуализировалась необходимость деконструкции половых различий и рассмотрения других механизмов угнетения в феминистской теории. Gender-теория окончательно попрощалась с сугубо биологическим пониманием пола (sex) в пользу отношениях к половым различиям как к кульутрно-социальным. 

Постфеминизм. Такие его представительницы как Джудит Батлер и Люси Иригирэй совмещали исследования гендерного вопроса с постструктуралистской философией. По высказыванию Иригирэй, новый феминизм не стремится к учреждению власти одного пола над другим: он ставит под вопрос само понятие пола. Многие считают, что деконструкцией извечной дихотомии "мужское/женское" постфеминизм доводит феминизм до абсурда, выбивая у него почву из под ног.

Анархо-феминизм, как несложно догадаться по названию, сочетает в себе идеи анархизма и феминизма.  Представители этого течения, среди которых немало мужчин, считают, что борьба с патриархатом составляет существенную часть классовой борьбы, а также борьбы с государственностью. С другой стороны, многие феминистки пришли к анархизму потому, что эта политическая философия отрицает все властные отношения, а значит это и феминистская философия в том числе. Такие "ценности" современной цивилизации как агрессия, эксплуатация, иерархия и т.п. считаются исключительно "мужскими". В утопической перспективе — общество, построенное на "женских" ценностях: взаимопомощи, терпимости и кооперации. 

Этот список можно продолжать до бесконечности. Описанные здесь подходы — лишь часть разнообразного целого под названием "феминизм". Однако они внесли значительный вклад в развитие общества и достижение тех успехов на пути к равноправию, которые мы можем наблюдать сегодня. Борьба продолжается. 

Автор: Зоя Рыбачок

Комментарии
Loading...