Игорь Тиханюк: В Беларуси не просто жить открыто, но я хочу показать, что я — такой же человек как все

0 380

В пятницу правозащитная организация Amnesty International в Украине дала старт ежегодному "Марафону по подписанию писем" — акции, в которой может принять участие любой неравнодушный человек, подписав письмо, адресованное властям стран, где нарушаются права человека. Героями "Марафона" становятся жертвы дискриминации, пострадавшие от вопиющего произвола. 

Одним из таких людей был белорусский гей-активист Игорь Тиханюк, который  приехал в Киев, чтобы рассказать участникам акции свою историю. 

Игорь находился на стационарном лечении язвы желудка, когда двое милиционеров вошли в больницу и попросили его пойти с ними. В участке Игорь был неоднократно избит сотрудниками милиции. Его подвергали словесным оскорблениям за то, что он — гей, и угрожали еще большим насилием. Этот инцидент произошел в феврале 2013 года, вскоре после того, как Тиханюк пытался зарегистрировать Правозащитный центр "Лямбда" — организацию, выступающую за права ЛГБТ. За жестокое обращение с активистом никто не был привлечен к ответственности. 

"Я не хочу прятаться. Я живу открыто, — говорит Игорь. — Это непросто в Беларуси, но я хочу показать людям, что я такой же человек, как и все".

Перед тем, как отправиться в Европу, чтобы принять участие в аналогичном "Марафоне" Amnesty International во Франции, Игорь Тиханюк дал интервью Гей-альянсу Украина.  

Игорь Тиханюк: Я нахожусь здесь в связи с тем, что в этом году мое дело включили в "Марафон по подписанию писем" с целью привлечь внимание к проблеме гомофобии и трансфобии в Республике Беларусь. 

— Расскажи, пожалуйста, поподробнее, что произошло, и почему ты стал героем "Марафона". 

Игорь Тиханюк:  В феврале нынешнего года я был госпитализирован в гастроотделение больницы города Гродно с язвой желудка, меня туда привезла скорая. А оттуда меня забрала милиция. 

—  Чем милиция мотивировала свои действия? Ведь она явилась за тобой незаконно, без предъявления ордера на арест или задержание? 

Игорь Тиханюк: Когда ко мне приехали, я пытался спросить, но никакой аргументации они не предоставили — все произошло без протокола, меня забрали, дабы попытаться на меня повлиять за то, что я хотел зарегистрировать гей-организацию в Гродно. "ГейБеларусь", наша республиканская организация, не первый год пытается зарегистрироваться, подает заявки в Министерство юстиции, но каждый раз нам по разным причинам отказывают и пытаются таким образом оказать давление на деятелей организации. 

— То есть, де-юре организация не зарегистрирована, но де-факто существует и продолжает свою деятельность. 

Игорь Тиханюк: Да, она продолжает свою информационную и правозащитную деятельность. 

— Ты считаешь, что милиция пыталась тебя просто запугать? 

Игорь Тиханюк: Как я понял, именно это и было их целью. 

— Что именно произошло? 

Игорь Тиханюк: Меня привезли в отделение уголовного розыска. Других участников организации вызывали в разные отделения, а меня почему-то вызвал отдел уголовного розыска. Кого-то из участников вызывали отдел по наркоторговле и отдел по противодействию торговле людьми. Даже так. По-видимому, была дана команда сверху, и разные отделы в разных городах пытались на нас как-то повлиять и надавить. Мною вот занялась такая серьезная структура как уголовный розыск. 

—  Они тебя скрутили прямо в больнице?

Игорь Тиханюк: Меня под руки усадили в машину и увезли. Я в дороге пытался задавать вопросы, чтобы хоть что-то узнать — почему производится это задержание? Но в ответ они просто молчали. Сказали: "Приедешь — узнаешь". Когда меня привезли, они начали изымать личные вещи: ключи, мобильный телефон. Все это без протокола. Я взял с собой телефон, чтобы сообщить о происходящем родственникам, или близким — о том, где я нахожусь. Но мне не позволили это сделать. 

— Несмотря на то, что задержанному звонок положен по закону? 

Игорь Тиханюк: Да, звонок положен. Но мне такого права не предоставили почему-то — все это происходило противозаконно. 

—  Слово "почему-то" здесь даже неуместно, ведь действия милиции говорят сами за себя. Тебя били? 

Игорь Тиханюк: Когда я задавал вопросы, они не отвечали,  при этом сами задавали вопросы личного характера и оскорбляли: "Так ты что, гей? Гей-парады пытаешься устраивать?" На что я им говорил: "А какое право вы имеете меня об этом спрашивать?" В ответ я получал тумаки — серьезные такие — в грудь, в голову. Когда я пытался возразить им, мол, что вы делаете, что за беспредел, я об этом сообщу в суд, в прокуратуру, меня снова начинали бить. За то, что я пытаюсь им угрожать. Как только я поднимался на ноги, меня били снова. 

— И когда же все это прекратилось? 

Игорь Тиханюк: Это закончилось тем, что позвонила врач из моего отделения, которая узнала о том, что в ее отсутствие меня украли из больницы. Ей об этом сообщила медсестра. Она позвонила в отделение и пригрозила, что примет меры, поскольку я нахожусь под ее юрисдикцией, и она имеет право повлиять на ситуацию. 

—  Как это ни странно прозвучит, тебя в данном случае спасла язва желудка. 

Игорь Тиханюк: Да. Но в итоге меня не вернули в больницу, а просто вытолкнули, сказали: "Уходи!" — и всё. Я вышел из кабинета, и пока я доехал до больницы — не знаю, что у них там за это время произошло, — но меня срочно стали выписывать. Я пришел и сообщил, что меня избили, мне необходима медицинская помощь, а там без каких бы то ни было объяснений меня выписали. В тот же день. Возможно, на врачей тоже надавили.

На третий день после случившегося я написал заявление о фактах надругательства над моей личностью прокурору Октябрьского района и попросил вызвать врача в качестве свидетеля. Но этого не произошло. В материалах дела, с которыми я ознакомился, были только показания оборотней в погонах, этих гестаповцев, которые меня избивали. Показания абсолютно идентичные — слово в слово, в которых говорилось о том, что ничего не было. Они все отрицали свою вину. Одна из сотрудниц милиции вообще отрицала тот факт, что находилась там в тот момент, хотя там везде установлены видеокамеры. По правилам рассмотрения уголовных процессов, в частности, об этом говорится в статье 147 Уголовного Кодекса, необходимо было просмотреть данные видеокамер. Но ничего этого не было, дело оказалось полностью сфабрикованным. 

—  Сейчас это дело продолжает рассматриваться?

Игорь Тиханюк: На данный момент, на первом этапе рассмотрения мне отказали в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции. 

— Как об этом стало известно Amnesty International? 

Игорь Тиханюк: Информация об этом была опубликована на сайте "ГейБеларуси", и из этих источников о ней стало известно Amnesty International.

— С тобой связались и попросили рассказать о себе?

Игорь Тиханюк: Эта ситуация попала в отчет ООН по состоянию дел с правами человека в Республике Беларусь.

—  Прекрасно! Ты вошел в историю! В данном случае это очень черный юмор. 

Игорь Тиханюк: Да, черный юмор. А журналисты из Европы шутят, что ты стал вроде как Человеком года в Республике Беларусь. Нет худа без добра, как говорится (улыбается). 

— В этом году ты побывал в Киеве на прайде, организованном "Гей-альянсом Украина", принимал участие в "Марше равенства". Видел, как это происходило — милицейские кордоны, толпы ненавистников, которых мы называем своими оппонентами. 

Игорь Тиханюк: Да-да, помню, как "Беркут" вас охранял. Самое интересное, что "Беркут" охранял гей-прайд в Киеве! 

Игорь Тиханюк (в центре) на "Марше равенства" в Киеве, май 2013 года

— Сейчас об этом даже странно вспоминать. После того, как "Беркут" прославился кровавым разгоном Евромайдана. 

Игорь Тиханюк: Да, об этом странно думать. Сейчас, на данном этапе. А о прайде впечатления остались очень хорошие, положительные: какими бы путями  это не произошло — оно произошло и стало фактом. Гей-прайд состоялся. Я был приглашен принять в нем участие, мне предложили приехать, на что я с радостью согласился, чтобы поддержать своих братьев, соседей из Украины, за которых всегда переживал. 

— И напоследок: расскажи, пожалуйста, о ситуации с гей-движением в Беларуси, где сейчас проходит свой прайд. 

Игорь Тиханюк: Шестого числа прайд стартовал в Минске. Возможно, не все могли об этом узнать, потому что это мероприятие не слишком активно освещается средствами массовой информации. Дело в том, что раньше журналисты сливали информацию спецслужбам, которые потом чинили какие-то преграды. Поэтому доверие к белорусским СМИ и сотрудничеству с ними упало. Открытие гей-прайда в Минске планировалось на двух площадках. Но, к сожалению, на второй площадке событие не удалось провести по техническим причинам — в здании отключили свет. 

— Внезапно!

Игорь Тиханюк: Да, такое вот странное "совпадение". Здание "вдруг" оказалось обесточенным, в связи с чем по техническим причинам мы не смогли его провести. Но хотя бы облав на этот раз не было. 

— Насколько я понимаю, о марше, публичных открытых акциях речь не идет. 

Игорь Тиханюк: Да, прайд планировался в закрытом формате. Молодежном формате. Семинары, круглые столы, конференции. Безусловно, это должно было быть разбавлено вечеринками, на которые приглашены артисты, толерантно относящиеся к ЛГБТ-сообществу. 

— Кто организовывал прайд? 

Игорь Тиханюк: Прайд организовывает "ГейБеларусь" и ее председатель Сергей Андросенко. Он у нас ежегодно избирается организацией на легитимной основе. 14-го числа будут очередные выборы — посмотрим, кто станет председателем на этот раз. Но Сергей хорошо справляется, я пока не вижу ему замены. Другие люди еще не созрели, не готовы взять на себя эту ношу, а она очень тяжела в стране, которая проводит такую политику. Ему, конечно, очень нелегко живется. И паспорт у него отбирали, и с поездов снимали — под разными предлогами на него пытаются надавить. Но он молодец, крепится. Желаю ему удачи. 

— Мы тоже желаем удачи и вашей организации, и вообще — всему сообществу, потому что понимаем, что в Беларуси для того, чтобы открыться и заявить о себе, нужно быть еще большим героем, чем здесь, хотя у нас тут с этим тоже, мягко говоря, не сладко. 

Как стало известно позже, в субботу, 7 декабря, все вечеринки ЛГБТ-сообщества в Минске были отменены. Прайд-вечеринка должна была начаться в ресторане Casa Agustin Lopez в 22:00, однако администрация отменила запланированное мероприятие из-за "прорыва канализационной трубы", о чем сообщает сайт "Белновости".  Кроме того, накануне вечером в двух клубах, "Бостон" и "Алекс", также были отменены мероприятия прайда: в "Алексе", как рассказал нам Игорь Тиханюк, вечеринка не состоялась "по техническим причинам", а к клубу "Бостон" подъехала милиция и никого не пустила внутрь. На проходивший в рамках Минского гей-прайда спектакль "Свободного театра" прибіли милиционер и женщина в штатском, которые объяснили свое присутствие "поступившей в правоохранительные органы информацией о том, что в помещении соберутся лица нетрадиционной ориентации". 

Подписать письмо в поддержку Игоря Тиханюка можно здесь.

Автор: Гей-альянс Украина

Комментарии
Loading...