Конфронтация ЛГБТ с крайне правыми движениями: что делать и кто победит
Авторка: Анна Гриценко - исследовательница крайне правых движений, гендерная исследовательница
В течение последнего года мы наблюдаем резкий рост количества нападений крайне правых движений на ЛГБТ. Организации “Катехон”, “Традиция и порядок”, “Фрайкор”, партия “Национальный корпус” и другие срывают мероприятия и обливают зеленкой их участников и участниц. Проблема, и ранее существующая, приобрела действительно острую и заметную форму. Количество случаев нападений и сорванных событий с начала года уже исчисляется несколькими десятками.
На то есть некоторые причины. Попыток срывать мероприятия стало больше, потому что самих мероприятий стало больше, и они все более публичны. Марши начали проходить не только в Киеве, но и в Одессе, в разных городах открываются комьюнити-центры и просто дискуссионные площадки, которые тоже регулярно проводят открытые мероприятия. В одном только Мариуполе праворадикалы неоднократно приходили мешать работе Платформы ТЮ, которая работает только последние годы и приглашает к себе правозащитные и просветительские мероприятия, в том числе на ЛГБТ и феминистскую тематику. Вполне закономерно, что чем больше происходит событий, которые можно сорвать, тем больше попыток предпринято будет. Градус конфронтации обострился, и это, само собой, не обязательный и не неизбежный, но вполне возможный вариант развития событий.
Вторая причина — это бездействие полиции. На сегодняшний день набралось достаточно свидетельств того, что полиция работает с темой нападений на почве ненависти совершенно неквалифицированно, и это не недостаток одного конкретного полицейского участка, а системная проблема, связанная с неэффективностью прошедшей реформы полиции и отсутствием в руководстве Министерства внутренних дел политической воли преодолевать указанную проблему. Полицейские совершенно системно отказываются принимать заявления о правонарушениях, а если принимают, то не вносят в них информацию о гомофобном или трансфобном мотиве преступников. Уголовные дела когда затягиваются, а когда и попросту закрываются из-за якобы невозможности установить личности преступников (и неважно, что часто эти личности общеизвестны). Собственно преступления на почве ненависти квалифицируются как хулиганство. Мероприятия адекватно охраняются только тогда, когда на них присутствуют VIP-персоны вроде послов европейских государств. Но поскольку сообщество не может таскать послов с собой на каждый митинг или дискуссию “живым щитом”, мероприятия рангом ниже киевского Марша равенства охраняются уже откровенно хуже. В ряде случаев полиция отказывается охранять событие заранее, как это было в марте этого года в Ужгороде с правозащитным мероприятием организации “Наш мир”, а то и вовсе откровенно сотрудничает с нападающими, как это было, к примеру, на Транс*марше 18 ноября этого года, когда полиция не дала его участницам и участникам провести саму акцию, но дала провести контракцию оппонирующим организациям. В сущности, если вы принадлежите к общественно активной части сообщества и живете в крупном городе, вы посещаете такие события, а если посещаете, то сами видите, как это все происходит. Ну а в маленьких населенных пунктах пока и попыток что-либо проводить не предпринимается, не поймет никто. Там схлопотать по лицу можно не от специально самоорганизовавшихся праворадикалов, а от “любящих” соседей.
Из упомянутых причин неизбежно проистекают и следствия. Принятие соответствующих решений на уровне руководства полиции помогло бы сильно снизить масштаб проблемы. Политическая воля должна быть. Ну а сообществу, несомненно, необходимо проявлять солидарность друг к другу. Это касается не только поддержки собственно пострадавших, но и давления на правоохранительные органы с требованием охранять мероприятия и расследовать нападения адекватно. Да, несомненно, готовность защищать свои интересы требует внутренних усилий. Да, легко и просто не будет никому. Но без этого ситуация будет длиться.
Матеріал створено в рамках кампанії “Дивись на світ ширше” за сприяння Канадського Фонду підтримки місцевих ініціатив.