Медийщики: «ЛГБТ-сообщество делает нас толерантнее и открытее»

0 761

Известные медийщики рассказали «Гей-альянсу Украина», увидим ли мы их на Киевпрайде-2016, как, по их мнению, за последний год изменилось отношение к ЛГБТ в Украине, и что стоило бы изменить политикам в подходе к вопросам равноправия, а активистам – в способе мышления.

«ЛЕД ТРОНУЛСЯ». Креативный продюсер телеканала «1+1» Анатолий Ерема заверяет, что его отношение к ЛГБТ-сообществу всегда было позитивным, и повышенное внимание к этой теме в 2015 году изменить это мнение не смогло. Благодаря большей открытости  сообщества меняется и отношение украинцев к ЛГБТ в целом, отмечает он. «Возможно, эти изменения к лучшему не очень заметны, но форсировать их не следует – главное, что лед тронулся», – полагает продюсер.

«Мое мнение (в отношении ЛГБТ – Авт.) не изменилось, потому что я всегда была чувствительной к теме прав человека. Очень рада, что стало больше внимания уделяться правозащитной теме – медийность улучшит ситуацию», – уверена и журналист «Громадського радіо» Ирина Славинская. Она подчеркивает, что полноценное освещение темы ЛГБТ должно помочь привлечь внимание к другим правозащитным сюжетам: «Права человека – прежде всего, и этой цели нужно достичь солидарно».

«ВОПРОС ВЫТАЩИЛИ ИЗ-ПОД РАДУЖНОГО ЗОНТИКА». Ведущая «Громадського радіо» и правозащитница Лариса Денисенко подчеркивает, что всегда поддерживала ЛГБТ, и вопрос об изменении собственного отношения перед ней никогда и не стоял: «Менять отношение общества – вот задача». Денисенко добавляет, что за последний год появилось гораздо больше людей, готовых поддержать равные права: «Я не знаю, почему так случилось: мода, тенденция, или действительно люди меняются сознательно, но в 2015 году стало больше голосов людей, которые озвучивают проблемы равноправия, поддерживают ЛГБТ-сообщество и словами, и действиями».  Едва ли не впервые по-другому зазвучали слова политиков, говорит Денисенко. «Больше общественных деятелей стало уделять внимание вопросам, которые раньше замалчивались, темам, считавшимся раздражающими. Новую полицию учат антидискриминационным дисциплинам, – подчеркивает правозащитница. – На мой взгляд, сообщество впервые вытащило вопрос ЛГБТ из-под радужного зонтика под небо, пусть пока и хмурое. Впрочем, людей, зараженных нетерпимостью, хватает». Ведущая не считает, что внимание СМИ к теме ЛГБТ должно быть повышенным – главное, чтобы оно не было желтым: «Мы должны обсуждать социальные проблемы, правовые сложности, стереотипы, обусловленные и одновременно порождающие нетерпимость и фобии. А еще я за то, чтобы люди начали осознавать, что такое равенство, на практических примерах и живых историях».

«ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИЙ». Участившееся насилие в отношении ЛГБТ в 2015 году вскрыло много критически важных проблем, связанных с борьбой за равные гражданские права в Украине, считает соучредитель Hromadske International Максим Эристави. «Я уверен, что проблема не в растущей гомофобии в обществе, а в нежелании и неспособности политических элит восстановить верховенство права и усмирить экстремистские группировки», – отмечает журналист. Политизация голосования за антидискриминационное законодательство также показала, что украинские политики решили вместо восстановления социальной справедливости использовать борьбу за права ЛГБТ как инструмент избирательных и политических манипуляций, подчеркивает он.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ. За последний год стало очевидно, что не только безнаказанность экстремистов и политическая гомофобия стоят на пути движения за равные гражданские права, добавляет журналист: «Притворная эффективность и/или устаревшие тактики внутри украинского ЛГБТ-активизма – также часть проблемы». Эристави поясняет, что в этой ситуации личная самореализация и борьба за грантовое финансирование порой становятся важнее, чем построение эффективных низовых ячеек активизма или работа с потенциальными союзниками в законодательной сфере. «Несмотря на масштаб и двойной фронт (внешний и внутренний) в борьбе за гражданские права ЛГБТ в Украине, я до сих пор считаю, что победа достижима, и она намного реальнее, чем в соседней России, – рассуждает Эристави. – Революция Майдана открыла для нас уникальное окно для стремительных изменений, в том числе и на фронте за равные гражданские права. Но пока мы, украинское ЛГБТ-сообщество, эту возможность упускаем». Позитивным фактором журналист называет то, что фундаментальные изменения в Украине за последние два года рекрутировали новое поколение талантливых и энергичных людей, которые сражаются за лучшее будущее для этой страны: «Эта же смена кадров и мышления нужна и среди лидеров, которые ведут сражение за равные гражданские права».

НОВЫЙ СТАТУС ПРОБЛЕМ. Пообщался «Гей-альянс Украина» и с бывшей журналисткой, а теперь – депутатом от БПП Светланой Залищук. Говоря о своем отношении к теме прав ЛГБТ, депутат заверяет: «Я лично всегда была человеком с либеральными ценностями. Быть другим для меня всегда означало быть нормальным – с точки зрения обычных клише. Но политик – это не просто носитель ценностей, он должен эти ценности воплотить в правовом и общественном поле». Залищук считает, что в прошлом году, наконец, изменился статус проблем ЛГБТ сообщества. «Что меня удивило в прошлом году: я впервые увидела настолько организованные правозащитные ЛГБТ-группы, хорошо понимающие проблематику. И я почувствовала еще большую солидарность с людьми, которые борются за свои права, – подчеркивает Залищук. – У меня огромная симпатия к людям, которые отстаивают свои права. И после Революции достоинства, я считаю, мы все должны понять, как это важно. Что касается ЛГБТ, в прошлом году изменился статус проблем сообщества, мы вышли на новый горизонт, смогли поднять дискуссию на высший уровень».

Последнему, по словам депутата, поспособствовали несколько моментов. «Первое: Киевпрайд, куда впервые вышли политики, который поддержали многие журналисты. Второе: президент сказал, несмотря на его религиозные и личные убеждения и даже предубеждения, что каждый гражданин имеет право организовать акцию. То есть, самоценность свободы собрания для него оказалось важнее личных взглядов. И последнее: дискуссия как таковая стала куда шире. Впервые СМИ обсуждали тему, которую раньше считали неудобной, в дискуссию были вовлечены все политические силы. Да, позиции были разные, в гражданском обществе могут быть разные точки зрения, но проблемы ЛГБТ-сообщества больше не могут умалчиваться», – уверена политик.

БОЛЬШЕ ОТКРЫТОСТИ. По мнению Залищук, плюсом 2015-го года можно назвать то, что позиция ЛГБТ-сообщества стала намного более заметной, чем раньше: «Началась дискуссия, мы подняли темы, о которых раньше молчали. Я думаю, это влияет на украинское общество в лучшую сторону: мы становимся толерантнее, свободнее, легче принимаем другие точки зрения. ЛГБТ-сообщество делает нас толерантнее и открытее». А ведь это и есть европейское общество как таковое, добавляет она: «Это не только борьба с коррупцией и отмена виз, но и общечеловеческие ценности. И мы через толерантность и открытость приближаемся к европейскости».

КИЕВПРАЙД. Все опрошенные заверили, что собираются выйти на Киевпрайд-2016, чтобы поддержать сообщество и еще раз публично подчеркнуть свою позицию в отношении прав ЛГБТ. Залищук надеется, что больше на прайде будет и депутатов. «Я надеюсь, в этом году мы сможем привлечь к участию в Киевпрайде-2016 больше политиков. Вы знаете, у нас в парламенте есть межфракционное объединение «Еврооптимисты», куда входит 27 человек. Но в прошлом году перед прайдом многие из них чувствовали себя неловко: они не поняли повестки дня прайда, не совсем чувствовали себя частью этой повестки, – объяснила она. – Однако уже после Киевпрайда-2015, через несколько месяцев они прониклись вопросами, которых раньше не понимали. Я вижу другой уровень поддержки ЛГБТ-сообщества даже среди политиков сейчас».

Было бы замечательно увидеть больше поддержки прав ЛГБТ и в сфере медиа, и в сфере политики уже в этом году. Не помешала бы и большая открытость политиков, которые после Киевпрайдаа-2015 «прониклись вопросами», по отношению к сообществу. Но время еще есть, так что ждем и надеемся. 

Автор: Александра Захарова

Комментарии
Loading...