Наша полиция нас бережет: галочки и плакаты против реальной работы

0 312

Международная конференция «ЛГБТ-вопросы и евроинтеграция», которая прошла в Киеве 16-17 марта, дала понять, что у ЛГБТ-сообщества в Украине есть поддержка и внутри страны, и за ее пределами. Среди спикеров конференции были иностранные политики и дипломаты, украинские депутаты и правоохранители, представители правозащитных организаций Украины и ближнего зарубежья и ЛГБТ-активисты. Подробнее об этом вы сможете прочитать в нашем следующем материале, а сейчас мы хотим остановиться на позиции наших правоохранителей.

Читайте также: В Киеве состоится международная конференция «ЛГБТ-вопрос и европейская интеграция Украины»

Так, одним из спикеров мероприятия был начальник главного следственного управления Нацполиции Украины Алексей Крюков. Его выступление смутило и вызвало возмущение у многих гостей и участников. Один из главных месседжей правоохранителя – заявление о том, что полиция прилагает много усилий для расследования преступлений на почве ненависти, включая правонарушения по мотивам гомофобии и трансфобии. Но, как уже писал ГАУ, статистика говорит об обратном. К примеру, Крюков упомянул 9 преступлений на почве сексуальной ориентации за прошлый год! Действительно, Национальная полиция приводит такую цифру, уточняя, что доказанным фактом является только одно из них, а по остальным мотив гомофобии фиксируется как вероятный.

Читайте также: Сколько стоит избить человека: о гомофобии, статистике и насилии в отношении ЛГБТ 

К действиям, которые предпринимают правоохранители для исправления ситуации, спикер отнес две идеи: фиксировать мотив гомофобии в заявлении жертвы и размещать в полицейских управлениях мотивирующие плакаты. Которые, видимо, должны повлиять на нежелание следователей вносить мотив гомофобии в уголовные производства. Не очень понятным, хотя и ожидаемым является и то, что Крюков вспомнил факт нападения на правоохранителей на Марше равенства в 2015 году, но «не заметил» нападения на участников мероприятия. Также вызвал некоторое недоумение пример с нападением в Харькове на почве расизма, тогда как ни одно преступление на почве гомофобии во время ЛГБТ(!)-конференции не было озвучено.

«Меня возмутило, что Крюков как руководитель следственного управления сказал, что он не вправе говорить сейчас о безопасности, о Фестивале Равенства во Львове. При этом он заявил, что они (полиция прим. Ред.) – большие молодцы и расследуют преступления на почве ненависти – говорит программный директор ГАУ Юрий Йорский. – И тут же Крюков озвучил, что ими было идентифицировано всего 9 преступлений на почве гомофобии за прошлый год, тогда как мы в рамках нашего проекта ГАУ в партнерстве с «Наш мир» идентифицировали 26 преступлений на почве гомофобии и трансфобии. О чем тут говорить?». Руководитель следственного управления также заявил, что их департаменту очень сложно идентифицировать, что именно является преступлением на почве ненависти, добавляет Юрий: «Я согласен, но существует уже многими активистами и активистками ЛГБТ-сообщества и правозащитниками в целом разработанный инструментарий. И поэтому, я уверен, мы могли бы в этом им помочь».

Читайте также: Владимир Науменко: «Провокацией является нападение людей в балаклавах на мирное собрание»

Представитель правозащитного центра «Наш мир» Александр Зинченков подчеркивает, что полиция должна перестать отказывать пострадавшим от нападений в защите – как в прямом смысле, так и в плане правильной квалификации дел: «По наблюдения Центра «Наш мир», в регионах достаточно часто встречаются случаи, когда геям, пострадавшим на почве ненависти, полиция просто отказывает в приеме заявлений, или настойчиво «уговаривает» такие заявления не подавать. Неправильная квалификация заключается в том, что в преступлениях на почве гомофобии, полиция всячески старается «не заметить» истинный мотив и рассматривает эти дела как обычное хулиганство или нанесение телесных повреждений. Из-за этого невозможно вести официальный учет таких дел, а значит, оценить размеры проблемы».

Основных рекомендаций полиции две, добавляет Александр – наращивать практику расследования преступлений ненависти, независимо от того, нравится это отдельным следователям или нет, а также вести тщательный учет таких преступлений. «Третья и, пожалуй, основная рекомендация в этой сфере касается наших парламентариев: принять поправку к Уголовному кодексу, ужесточающую ответственность за преступления на почве гомофобии и трансфобии», – считает правозащитник. ЛГБТ-сообщество уже начало помогать полиции в работе, отдельно отмечает он: «Наш центр предоставил Нацполиции все данные по таким преступлениям, которые были зафиксированы нами в 2015 году. Увидим, какой от этого будет эффект. На уровне Совета ЛГБТ-организаций будем продвигать необходимые поправки к Уголовному кодексу».

Читайте также: В Киеве жестоко убили гомосексуала?

Что касается «рядовых» представителей сообщества, основная их возможность противодействовать преступлениям на почве ненависти, – не бояться отстаивать свои права: сообщать о нарушениях, писать заявления в полицию и быть смелее, резюмирует Зинченков.

Йорский, в свою очередь, считает не самой удачной идею Нацполиции о возможности для жертвы при написании заявления указывать, что это преступление на почве гомофобии и трансфобии. «Неужели нам потребовалось 25 лет независимой Украины, чтобы придумать, как поставить галочку? – отмечает он. – Хороший момент, но как эта галочка поможет в дальнейших расследованиях, если у нас до сих пор в Уголовном кодексе нет такого понятия, как преступления на почве гомофобии и трансфобии?»

Юрий также подчеркивает, что ЛГБТ-сообщество готово помочь полиции и законодателям разобраться с вопросами квалификации преступлений на почве ненависти. «После акции в связи с судом о нападении на Марш равенства наши коллеги и колежанки из Одессы получили звонок из правоохранительных органов. Им предложили вступить в инициативную рабочую группу в Одессе, которая будет заниматься преступлениями на почве ненависти. Если такая инициатива пошла в Одессе, мы можем создать такую же группу в Киеве и подумать, как мы можем быть полезны, чтобы помочь идентифицировать эти кейсы».

Читайте также: Мужчину в Одессе убили на почве гомофобии

Странным выглядело и то, что Крюков упомянул нападение в Харькове на ливанца и сказал, что это смогли идентифицировать как преступление на почве ненависти, но не упомянул ни одного нападения на представителей ЛГБТ-сообщества, добавил Йорский. «Мой вопрос, финализируя: неужели нам действительно нужна ЛГБТ-сотня, чтобы мы прошли путь к верховенству прав и свобод человека? Неужели нам нужно 100, 200,300 убитых представителей ЛГБТ-сообщества, чтобы власти начали уделять этому должное внимание?» – спрашивает Юрий.

Как бы там ни было, мы надеемся, что полиция, которая недавно создала новое Управление по правам человека, начнет, как и обещала, конструктивное сотрудничество с правозащитными организациями, включая ЛГБТ-организации.

Автор: Александра Захарова

Комментарии
Loading...