Женщины в западноевропейском искусстве: Северное Возрождение. Часть 2

0 442

Начало публикации здесь >>>

Начало цикла публикаций о женщинах в искусстве — здесь >>>

В 17 веке Голландская республика (Республика Соединенных Провинций) превратилась в одну из важнейших стран на карте Европы. Залогом ее процветания стала торговля: предприимчивые голландские купцы, основавшие ост- и вест-индские компании, успешно конкурировали даже с англичанами. Благодаря этому Голландия обзавелась обширными заморскими колониями, откуда в Европу завозились пряности, кофе и другие экзотические товары. Эта эпоха, названная Золотым веком Голландской республики, оказала существенное влияние на искусство. 

Материальное благоденствие в обществе привело к появлению спроса на искусство, и любой зажиточный голландец, начиная обыкновенным фермером, стремился приобрести для своего жилища хотя бы несколько картин. 

Несмотря на то, что работы голландских живописцев того периода во многом соответствовали канонам барочной живописи, в них практически отсутствуют идеализация и любовь к роскоши, столь характерные для барокко. Чтобы понять, насколько уникальной и самобытной была голландская живопись того периода, достаточно сравнить работы фламандских мастеров (сегодня часть Фландрии входит в состав Нидерландов, но тогда оставалась под влиянием Испании) и малых голландцев: Рубенса и Ван Дейка невозможно спутать с Вермеером и Габриэлем Метсю. Унаследовав традиции реализма, свойственные ранней голландской живописи, художники сосредоточились на городских и деревенских пейзажах, морской живописи, а также сценах городской и сельской жизни.

Одной из тех, кто преуспел в жанре так называемой бытовой живописи, стала Юдит Лейстер (Judith Leyster). В отличие от уже известных нам художниц, она родилась в семье пивовара и ткачихи, и это означало, что дома обучить рисованию ее не могли. Что не помешало Юдит в 24-летнем возрасте (1633 год) вступить в гильдию Св. Луки, где ее автопортрет был выбран другими мастерами в качестве рекламы гильдии. 

В этот период Лейстер писала портреты, особенно с музыкальными инструментами (в этой манере отчетливо прослеживается влияние караваджистов), и сцены с изображением таверн и развлекающихся людей. Делалось это для того, чтобы угодить вкусам тогдашнего среднего класса. Впрочем, среди ее работ есть несколько полотен в принципиально новом жанре, изображающие женщин за домашними занятиями.

Одной из таких картин является «Предложение» (The Proposition). На ней нарисована домохозяйка, вышивающая при свете свечи. Рядом с ней стоит мужчина, предлагающий деньги, на что женщина не обращает ровным счетом никакого внимания. Сюжет картины неоднозначен, и среди искусствоведов по сей день не существует в ее отношении единого мнения. Работа Лейстер отличается от аналогичных сцен, изображающих предложения сексуального характера. 

Согласно правилам этого жанра, герои должны были непристойно и вызывающе себя вести, провокационно одеваться и посылать друг другу двусмысленные взгляды, то есть отчетливо демонстрировать интерес к сексу за деньги (хороший пример — картина «Сводня» Дирка ван Бабюрена). Героиня же Лейстер прилично одета и полностью поглощена вышиванием, которое по меркам того времени считалось благопристойным занятием всех добродетельных женщин. 

Кроме того, художница оставила на картине зашифрованный символ, язык которых со временем сформировался у мастеров голландской живописи. Грелка для ног, тлеющие угли которой видны под подолом юбки, обозначала семейное положение женщины. Если грелка полностью скрыта под юбкой, как изображено на данном полотне, значит, перед нами – замужняя женщина . Выглядывавшая из-под юбки и частично обнажавшая ногу грелка означала, что женщина, возможно, ответит на ухаживания. И, наконец, если в грелке нет углей, а сама она стоит рядом с женщиной, – значит, ее хозяйка не замужем. Этот же символ использовал Ян Вермеер в своей работе «Молочница»

Как бы то ни было, одни искусствоведы видят на картине Лейстер жертву, другие утверждают, что эта сцена может представлять попытку начать честные отношения, поскольку в то время предложение денег являлось неотъемлемой частью ухаживания. В одном их мнения совпадают: в своей работе художница показала женскую добродетель в домашней обстановке, и этот образ впоследствии был неоднократно использован многими другими художниками.

После замужества Лейстер отказалась от работы и посвятила себя семье и детям. Однако далеко не все женщины были готовы ограничиться исключительно хлопотами о домашнем очаге. В конце концов, 17 век был эпохой великих географических открытий, и одна художница благодаря своей жажде творчества сумела пересечь океан. 

Мария Сибилла Мериан (Maria Sibylla Merian) происходила из семьи швейцарских граверов и основателей одного из крупнейших издательских домов в Европе. После смерти супруга ее мать вышла замуж вторично – за Якоба Марелла, мастера натюрмортов с цветами. Именно он обучил Марию Сибиллу живописи. В возрасте 13 лет девушка начала рисовать растения и насекомых. Позже в своей книге о годах юности она напишет: «Я проводила все свое время, изучая насекомых. Сперва я заинтересовалась шелкопрядами. Я поняла, что другие гусеницы превращаются в прекрасных бабочек и мотыльков, и что шелковичные черви делают то же самое. Это привело к тому, что я собирала всех гусениц, каких только могла отыскать, чтобы проследить за тем, как они меняются».

В 1665 году Мериан вышла замуж за ученика своего отчима Йоханна Андреаса Граффа и спустя два года родила дочь. В это время художница с семьей жила во Франкфурте и рисовала на пергаменте и ткани, создавая узоры для вышивки, а также давала уроки рисования незамужним девушкам из состоятельных семей, что помогло ей упрочить финансовое и социальное положение собственного семейства. Знакомство с высшими слоями общества обеспечило Мериан доступ в самые прекрасные сады, которые содержали богатые и знатные люди. Благодаря этому в 1675 году в возрасте 28 лет Мария Сибилла опубликовала свою первую книгу с иллюстрациями цветов «Neues Blumenbuch».

В 1692 году художница развелась с мужем и с уже двумя дочерьми переехала в Амстердам. Спустя 7 лет при поддержке тогдашнего губернатора Суринама (на тот момент – голландской колонии) власти Амстердама организовали для Мериан и ее младшей дочери поездку в Южную Америку. Перед отъездом художница писала: «В Голландии я была изумлена тем, каких прекрасных животных привозят из Ост- и Вест-Индии. Мне посчастливилось увидеть дорогую коллекцию мэра Амстердама и директора ост-индской компании, доктора Николааса Витсена, а также коллекцию доктора медицинских наук, профессора анатомии и ботаники Фредерика Рюйша. В этих коллекциях я обнаружила бесчисленное множество насекомых, чье происхождение и способ воспроизводства остаются неизвестными, и это заставляет меня задуматься о том, как они изменяются, превращаясь из гусеницы в куколку и т. д. Все это побудило меня предпринять путешествие в Суринам, о котором я давно мечтала». 

Мериан работала в Суринаме на протяжении двух лет, путешествуя по землям колонии и зарисовывая местную флору и фауну. По возвращении в Голландию Мария Сибилла продала все собранные ею образцы и издала коллекцию гравюр с животными и растениями Суринама, а в 1705 году — книгу «Metamorphosis Insectorum Surinamensium», посвященную насекомым этой страны.

Мериан считается не только иллюстратором ботанических изданий, но и одним из первых энтомологов. Во времена ее жизни интереса к насекомым никто не проявлял — их тогда называли «дьявольскими отродьями». Поэтому метаморфозы этих животных оставались неисследованными. Мериан составила точное описание жизненного цикла 186 видов насекомых, опровергнув популярную на тот момент теорию о том, что насекомые «появляются из грязи путем самозарождения». Ее классификация бабочек и мотыльков остаётся значимой и по сей день, а ее работа о гусеницах имела такой успех в высшем свете, что была издана в виде книги на голландском языке. К сожалению, учеными того времени она осталась незамеченной, поскольку официальным языком науки тогда была латынь.

В отличие от большинства ученых – своих современников – Мериан была первой натуралисткой, наблюдавшей за животными в естественной для них среде обитания. Ее стремление отправиться в Суринам для женщины было более чем необычным, ведь только мужчины в те дни могли получить средства на путешествие в заморские колонии, чтобы открывать новые виды растений и животных, собирать коллекции и обустраиваться в тех местах. Более того, научные экспедиции в 17 веке не были обычным делом. И, тем менее, Мериан удалось переплыть океан и исследовать природу Суринама. Сегодня изображения растений, лягушек, пауков, игуан и тропических жуков, сделанные Мериан, коллекционируют во всем мире.

Среди других художниц Северного Возрождения и барокко особенно выделяются Рашель Рюйш (Rachel Ruysch), Мария ван Остервейк (Maria van Oosterwijck), Алида Витоос (Alida Withoos) и Мария Монинкс (Maria Moninckx).

Автор: Зоя Рыбачок

Комментарии
Loading...