Гуля Султанова: «Политическим фестиваль сделали не мы сами, а ситуация вокруг нас»

0 333

Организатор российского ЛГБТ-фестиваля "Бок о бок" в интервью для нашего сайта рассказала о последних событиях фестиваля, итогах дела об "иностранных агентах", теперешних отношениях с властями и фильмах, которые, на ее взгляд, обязан посмотреть каждый представитель сообщества.

Вчера закончился ІІІ Московский "Бок о Бок". Как прошел фестиваль? Довольны ли вы его результатами? Какие его события вам бы хотелось особо отметить? Какие фильмы из его программы больше всего "зацепили" лично вас?

Фестиваль в Москве прошел хорошо: с отличной атмосферой, интересом и активным участием в дискуссиях со стороны зрителей и сплоченной волонтерской командой. Мой самый любимый фильм московской программы — голландский "Маттерхорн" — тонкая философская притча о том, что такое любое "иное", каким бы оно ни было. И о том, что освобождение от зашоренности сознания ведет к освобождению чувств и новому уровню восприятия мира и себя в нем. Чего бы мне еще хотелось на фестивале? Побольше зрителей, побольше внимания прессы — в этот раз не было никаких эксцессов или пикетов со стороны гомофобов и московские СМИ просто обошли нас стороной, руководствуясь принципом: геев не бьют, так что же о них писать?!

Вы смогли адаптироваться к условиям новой российской реальности, в которой гомофобия является частью государственной политики? Создавались ли препятствия для проведения фестиваля со стороны властей? Какие меры предосторожности вы предпринимаете против вероятных гомофобных атак?

Сложно говорить об "адаптации". Но правила игры ясны: ЛГБТ всегда могут использовать в качестве козлов отпущения. Кажется, что сейчас, после Сочи, давление властей слегка спало, поток гомофобной прессы стал слабее. Но очевидно, что все это может возобновиться в любой момент, когда усугубятся социальные противоречия и проблемы, когда политический кризис, в котором давно находится Россия, станет очевиднее среднему россиянину и надо будет снова отвлечь внимание обывателей за счет травли ЛГБТ. 

Как таковых препятствий со стороны властей мы не встретили: по всей видимости, власть сейчас больше озабочена кризисом с Украиной и пока "махнула на нас рукой". Но мы тем не менее всегда бдим: нанимаем частную охрану, взаимодействуем с полицией и правозащитными организациями, с наблюдателями от общественных организаций. 

Нет ли у вас опасений, что планомерное наступление на ЛГБТ-жизнь в России будет продолжаться и дальше — подобно тому, как это происходило в Германии 30-х? И вообще сравнение теперешней России с Германией 30-х, которое все чаще звучит в информационном пространстве, на ваш взгляд, справедливо?

Никто не знает. Поживем — увидим. Продолжение репрессий по отношению к ЛГБТ будет зависеть от того, как быстро Россия будет скатываться к тоталитаризму. А также от того, сколько гарантий от власти получила РПЦ — очевидный заказчик репрессий. Если все же мы остановимся на той стадии, на которой мы находится сейчас, у нас будет больше шансов дальше развивать эмансипацию ЛГБТ в России и избежать разгрома движения. 

Что касается сравнения актуальной ситуации в России с Германией 30-х годов, то это, конечно, большое преувеличение, не соответствующее действительности. При всей безусловной фашизоидности политического режима в России с его ручным парламентом, ксенофобными пропагандистскими СМИ, полицейским и судебным произволом все же так далеко страна пока не зашла и — будем надеяться — не зайдет. Не надо забывать, что Россия также зависит от Запада, как и Запад от России, и слишком интегрирована в международный бизнес и политику. 

Чем в итоге закончилась история с судами по делу об "иностранных агентах", назначенными вам штрафами и сбором денег для них? Вам удалось отстоять справедливость?

Нам удалось полностью отстоять справедливость и выиграть в третьей инстанции благодаря профессионализму адвокатов — Дмитрия Бартенева и Сергея Голубка, а также благодаря той поддержке, которую нам оказали россияне: мы собрали 400 000 рублей для выплаты штрафа. Пока это беспрецедентный пример краудфандинга для ЛГБТ-организации в России. 

Штраф нам все же пришлось выплатить, но спустя некоторое время мы выиграли в Городском суде Санкт-Петербурга и сняли с организации ярлык "иностранного агента". После этого мы ликвидировали организацию, чтобы более не подвергаться судебным преследованиям по закону об "агентах". 

Насколько мне известно, скоро начнутся съемки для вашего документального проекта "Один день из жизни…", о котором вам уже наверняка есть что рассказать…

Съемки пока что в процессе подготовки и продлятся все лето. Пока этот проект только готовится и чтобы не сглазить, я не хочу особенно рассказывать о нем. Начиная с сентября зрители все узнают и увидят.

Как себя показал ваш проект кино он-лайн? Большая ли у него доля украинских зрителей? Насколько могу судить, это необычная практика для кинофестивалей, верно? ЛГБТ-режиссеры не боятся интернет-пиратов?

Проект "Фильм он-лайн" оказался очень успешным: большое внимание к фильмам и количество зрителей растет. Другие ЛГБТ-кинофестивали действительно нечасто используют такую форму работы с аудиторией. Возможность посмотреть наше кино в режиме он-лайн для тех российских зрителей, которые не могут приехать на фестиваль ни в Москву, ни в Петербург, ни в Томск, пока что остается единственной, и мы очень рады, что нам удалось создать такой ресурс. 

По договоренности с режиссерами, мы не можем предоставить жителям Украины доступ к этому ресурсу. Что касается скачивания фильмов с сайта, то доступ к ним ограничен и защищен от пиратского использования. Так что режиссеры не беспокоятся. 

Очевидно, что многие, исповедуя советский подход к искусству как к воспитательному инструменту, связывают вас с самой что ни на есть "пропагандой". При этом фестиваль и правда не только про искусство, но еще и про гражданское общество. Где начинается и заканчивается гражданская составляющая деятельности фестиваля? Преследует ли фестиваль просветительские, образовательные цели? И вообще пригодно ли для этих целей игровое кино, в котором художественный вымысел сильнее, чем правда жизни?

"Бок о Бок", в первую очередь, культурно-просветительский проект, направленный на развитие антидискриминационного сознания как у ЛГБТ, так и у всех остальных. Фестиваль рассказывает разные истории об ЛГБТ разными способами: в игровых, документальных, анимационных, экспериментальных фильмах, представленных на "Бок о боке", в центре люди из ЛГБТ-сообщества с их любовью, радостями, горестями, проблемами, болью, страхами. Искусство всегда отражает жизнь и людей в ней, и я не делю его на "искусство как искусство" и "воспитательное". Для нас главное в отборе фильмов — достоверность, правдивость и сильный художественный образ.

Можно сказать, что история нашего кинофестиваля — это история борьбы за право быть собой и говорить о себе в публичном пространстве. Как показывает практика, чем больше "наездов" и атак на фестиваль, тем большую солидарность и поддержку мы встречаем как в самом сообществе, так и в обществе в целом, тем больше людей вообще узнает о "Бок о Боке" и проблемах ЛГБТ в России. Политическим фестиваль сделали не мы сами, а ситуация вокруг нас. 

Назовите пятерку ЛГБТ-фильмов всех времен и народов, которые, на ваш взгляд, обязан посмотреть каждый представитель сообщества. 

Я фанатка фильмов Пазолини — пока мы его еще ни разу не показывали, но в будущем подумываем сделать ретроспективу, раннего Альмодовара, Ксавье Долана, два фильма которого шли на "Бок о Боке". Еще очень рекомендую посмотреть "Горькие слезы Петры фон Кант" и "Капли дождя на раскаленных скалах" Фассбиндера — это шедевры, на мой взгляд. Из последних фильмов нашей программы — несомненно, "Маттерхорн" и "Красота". 

Почему для вашей серьезной кинонаграды вы выбрали такое крайне несерьезное воплощение с комичным названием "Бобик"?

Мы специально выбрали смешной и забавный, мягкий и прикольный образ, вызывающий улыбку: это попытка смягчить тяжесть ЛГБТ-вопросов и открыть путь мягкости и доброте. Кроме того, тут мы весьма традиционны: всемирно известный приз "Тедди" — изначально мягкий плюшевый медвежонок, купленный берлинскими активистами в универмаге — стал символом поддержки ЛГБТ-движения в искусстве.

Подготовил Коля Камуфляж

Автор: upogau.org

Комментарии
Loading...