Либерализация церквей: процесс непростой, но возможный

0 294

Традиционно принято считать, что церковь является одним из самых консервативных институтов общества. Как правило, так оно и есть — с учетом того, что многие религиозные культы существуют не первое тысячелетие, а сохранение традиций является важной частью церковной идентичности. 

Однако общество не стоит на месте, и по мере развития человеческой культуры религия в стороне также не остается. Хотим мы этого, или нет, но церковь вынуждена принимать вызов времени и модернизироваться вместе с прихожанами. Некоторые религиозные течения делают это более охотно, другие — со скрипом, но в целом процесс происходит непрерывно.

В первую очередь, это связано с глобальными эволюционными переменами в обществе. Так, технический прогресс в сфере книгопечатания и распространение идей Ренессанса стали важными предпосылками для протестантской Реформации — конечно же, наряду с теологическими вопросами. А начало Эпохи просвещения в Европе в XVII-XVII веках ознаменовало собой конец церковной Инквизиции и прекращение охоты на ведьм.

Глава лютеранской церкви Швеции Антье Якелен одобряет однополые браки

В наше время либерализация общества также отражается на религиозной жизни. С одной стороны, на процесс влияет то, что в условиях быстро развивающегося информационного пространства многие традиционные нормы постепенно устаревают, с другой, церкви потихоньку подстраиваются под запросы общества. Не будем забывать и о том, что нынче религиям приходится конкурировать между собой, ведь если раньше во многих странах Европы и Азии вероисповедание человека обуславливалось исключительно местом его рождения и этническим происхождением, то сейчас это во многом стало вопросом личного осознанного выбора.

Наиболее либеральной ветвью христианства принято считать протестантизм. Некоторые его конфессии, к примеру, пресвитерианство или методизм, допускают рукоположение в сан не только мужчин, но и женщин. За последние 30 лет эта практика распространилась и среди других протестантских течений. Сейчас женщины-священники есть не только в США и Европе, но и в ряде азиатских государств: Индии, Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке, Малайзии и Индонезии.

Следующий шаг по пути либерализации сделала епископальная церковь США — американская ветвь англиканства. В большинстве диоцезов (церковно-административных единиц) происходило рукоположение в сан открытых гомосексуалов — как мужчин, так и женщин, — и давалось благословение на зключение однополых союзов. В 2009 году Генеральная конвенция епископалов приняла резолюцию, позволяющую проводить обряд церковного благословения для геев и лесбиянок в штатах, где легализованы однополые браки. Из-за этого епископальная церковь вступила в конфликт с другими ветвями англиканства, и ряд американских епископов ради сохранения либеральных принципов выражал готовность пойти на разрыв.

Джин Робинсон, первый открытый гей — епископ епископальной церкви

Похоже, что и католичесткая церковь медленно движется к модернизации. В 2011 году Папа Римский Бенедикт XVI "благословил" общение в социальных сетях, подчеркнув его значимость для установления новых контактов, обмена знаниями и культурного диалога. В этом году нынешний понтифик Франциск назвал интернет "даром Божьим". "Он предоставляет нам поистине безграничные возможности для человеческого единения и проявления солидарности", — написал Папа в своем послании к пастве. 

Патриарх РПЦ Кирилл также высказал свою точку зрения на всемирную сеть,  правда, абсолютно противоположную: она назвал ее "королевством кривых зеркал". По словам Кирилла, чрезмерное увлечение интернетом приводит к "порабощению сознания и воли": "Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Мы все погружаемся в королевство кривых зеркал", — сообщил патриарх.

Нынешний Папа Римский Франциск значительно либеральнее своего предшественника

В свою бытность кардиналом Папа Франциск критиковал священников, отказывавшихся крестить внебрачных детей: он утверждал, что незамужние матери, дав жизнь ребенку, а не сделав аборт, поступили правильно, и церковь не должна их отвергать.

Еще одним признаком либерализации католицизма можно считать решение Ватикана выработать основные принципы отношения церкви к семье и браку на основании проводящихся в настоящее время социологических опросов среди католиков всего мира. Организаторы исследования планируют выяснить, как прихожане относятся к учению церкви о семье, в частности, о месте традиционного брака как союза между мужчиной и женщиной в современном обществе. Среди других вопросов — однополые браки, повторные браки, разводы, контрацепция и религиозное воспитание детей. Также Ватикан намерен узнать, чего ждут от церкви люди в неполных или нетрадиционных семьях.

Современный иудаизм подразделяется на множество течений и давно перестал быть монолитом, каковым многие по традиции продолжают его считать. Одна из древнейших монотеистических религий планеты, давшая начало христианству, воспринимается по-разному, и наряду с консервативным иудаизмом существует иудаизм прогрессивный (или реформистский), отличающийся либеральными взглядами. Представители этого течения пытаются увязать древние религиозные постулаты, не утратившие для них актуальности, с современным социальным устройством. Реформистские иудейские конгрегации возглавляют женщины-раввины, чего невозможно представить в консервативном течении, а отношение реформаторов к однополым церемониям в соответствии с религиозными канонами более чем благосклонно.

Раввин Шарон Клейнбаум (прогрессивный иудаизм), открытая лесбиянка

Ислам — одна из наиболее консервативных религий мира, однако и она подвержена изменениям. По крайней мере, в странах, где ислам сосуществует с другими культурами, постепенно появляются либеральные течения, иногда обобщенно называемые "ислам-лайт". "Моя мечеть — это мой компьютер, а мой намаз — моя наука!" — говорит Рафаэль Хакимов, директор Института истории Татарстана. "Я в мечеть не хожу. Пророк сказал: весь мир — мечеть!"

Автор: Гей-альянс Украина

Комментарии
Loading...